Язык – средство общения. Чтобы общаться, нам нужно называть то, о чём мы говорим. А чтобы называть что-то, нужны слова. Сколько прекрасных слов в русском языке! Слова дают имена всему, что есть в мире: предметам, явлениям, действиям, состояниям, признакам. У нас возник вопрос: «А что мы можем рассказать о слове?»
В начальной школе дети по русскому языку изучают много тем, связанных с описанием слова. Обобщая и систематизируя полученные знания, ребятам из 3–2 класса в качестве домашнего задания было предложено подготовить проект «Рассказ о слове». Формы проекта разнообразны: плакат, презентация, сообщение.
Так что же из себя представляет проект «Рассказ о слове»? Какие моменты он должен учитывать, какие разделы содержать? В 3 классе рассказ о слове учитывает то, как дети освоили изученный ранее учебный материал.
Примерный план каждой работы выглядел следующим образом:
- Орфография или правописание слова
- Лексическое значение
- Однокоренные слова
- Синонимы
- Антонимы
- Фразеологизм
- Сочетаемость слов
- Пословица
- Загадка
- Предложение с этим словом.
Не все пункты были обязательны. Ребята добавляли что-то интересное от себя. Работа над таким проектом подразумевала поиск материалов в различных словарях. Популярным источником информации стал Интернет. Дети самостоятельно работали с ресурсами, учились верно формулировать мысль для поиска ответа, вычленяли необходимую информацию из общего потока.
Для создания проекта широко использовался фольклор русского народа. Это загадки, пословицы, поговорки. Можно поработать и с произведениями классиков: найти предложения, где автор использует данное слово. Привлечение навыков продуктивных видов деятельности в проект поможет воссоздать общую картину природы исследуемого слова.
Представляем некоторые проекты:
Крутикова Виктория выбрала слово «холод». Помимо тщательного анализа слова, Вика выбрала чарующие строки, в котором использовано это слово: «Холод, тело тайно сковывающий, холод, душу очаровывающий…». Мы прониклись, а Вы?
Бабашкин Егор для исследования выбрал слово «завтрак». В качестве фразеологизма Егор указал распространенное словосочетание «кормить завтраками». Ребята сразу догадались, как его расшифровать.
У Чистяковой Олеси выбор пал на слово «дождь». Олеся со всей серьёзностью подошла к работе над проектом. Создала лаконичную презентацию и содержательный плакат. Одноклассникам понравилась идея рассказывать домашнее задание в интерактивной форме.













Уже в 1 классе дети знакомятся с темами, связанными с правописанием слов. Этот процесс ознакомительный, но ученики начинают понимать, что в русском языке есть слова, написание которых связано с запоминанием. Это словарные слова. Есть слова, правописание букв в которых можно проверить и научиться этому задача всей начальной школы.
Во 2 классе обучающиеся знакомятся с лексическим значением слова, его этимологией, подбирают родственные слова, однокоренные; учатся подбирать к слову антонимы и синонимы. Все это обогащает кругозор детей, их речь, формирует богатый словарный запас.
В 3 классе работа над словом усложняется. Ученики начинают понимать природу фразеологизмов, исследуют слово с различных сторон, опираясь на ранее приобретенные знания. Вот так и появилось задание создать проект по русскому языку «Рассказ о слове». С его помощью систематизируются и обобщаются знания детей.