Идеи Д.С. Лихачева и современность

Уважаемые обучающиеся и родители!

Российская академия наук, Конгресс петербургской интеллигенции, НОУ BПO «Санкт- Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов» проводят открытый конкурс творческих работ старшеклассников «Идеи Д.С. Лихачева и современность» (далее — Конкурс).

Конкурс проводится в целях:

  • более глубокого изучения творческого наследия выдающегося гуманиста XX века Д.С. Лихачева, интеграции его идей в современную жизнь;
  • распространения и популяризации научных знаний среди молодёжи;
  • развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;
  • повышения интереса молодёжи к жизни, общественной деятельности и творчеству Д.С. Лихачева;
  • выявления одарённой учащейся молодёжи, имеющей повышенный уровень общеобразовательной подготовки и ориентированной на получение профессии в области гуманитарных и социальных наук;
  • стимулирования лиц с повышенным уровнем подготовки к поступлению на обучение в Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов посредством предоставления им льгот при приёме.

Участниками Конкурса могут быть молодые люди в возрасте от 15 до 20 лет (граждане России и иностранных государств, в том числе стран СНГ).

ТематическоесодержаниеКонкурса

Предметом Конкурса являются творческие работы. Творческая работа представляет собой текстовую работу (сочинение) или мультимедийный проект, в котором автор развивает конкретное положение из научного и общественно-политического наследия академика Д.С. Лихачева, сформулированное в одной из нижеприведённых цитат l:

  • «…читать, читать и читать. При этом не только модные произведения, а классику — то, что всеми признано как самое ценное в мире. Русскую классику. Именно она позволяет человеку вместо одной жизни прожить десять и за десятерых набраться ума».
  • «Будущее живёт в делах и планах сегодняшнего дня».
  • «Будьте Колумбами — открывайте хорошие книги в океане незначительных».
  • «В культурной жизни нельзя уйти от памяти, как нельзя уйти от самого себя.
  • Важно только то, что культура держит в памяти, было достойно ее».
  • «В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, с народом, страной, вселенной».
  • «Важно воспитывать молодёжь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной».
  • «Всегда помнить, что есть что-то, до чего ты ещё не дорос. Быть храбрым в стремлении воспринимать чужую культуру, по отношению к тому, что выше тебя по интеллектуальному уровню».
  • «Для внутренне богатого человека весь окружающий мир неисчерпаемо богат».
  • «Добро не может быть глупо. Добрый nocmynoк никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата».
  • «Жизнь — прежде сего творчество, но это не значит, что человек, чтобы жить должен обязательно родиться художником, балериной, учёным».
  • «Жизнь человека — это не отдельные события, связанные в незакономерную последовательность, а своего рода организм, «биографическое целое». Поступки и события — только звенья цепи, имеющей свою форму»
  • «Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство — это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек, скорее всего, человек недобрый и не любящий никого»
  • «Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать душевные силы, как тренируют и физические».
  • «Искусство нельзя поймать голыми руками. Зритель, слушатель, читатели должны быть «вооружены» — вооружены знаниями, сведениями».
  • «Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. И снова повторяю: оно делает его добрее, а следовательно, счастливее».
  • «Исторический путь России свидетельствует о громадных запасах не только материальных благ, но и духовных ценностей».
  • «Книгу ни чем не заменить только с книгой удобно размышлять. Вы можете перечитать интересное или трудное для понимания место, остановиться, подумать, перечитать».
  • «Любой язык необходимо беречь, тщательно записывать, изучать, сохранять для будущего».
  • «Надо быть патриотом, а не националистом. Нельзя, нет необходимости ненавидеть чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты nampиот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим».
  • «Надо хранить наше прошлое: оно имеет самое действенное воспитательное значение. Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной».
  • «Национализм — это проявление слабости нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологии».
  • «Новое должно создаваться с учётом прежнего, традиционного, как итог, а не отмена старого и накопленного».
  • «Ноша культуры — единственная ноша, которая не отягощает движение вперёд, а облегчает его».
  • «Одно из самых ценных человеческих качеств — индивидуальность. Она приобретается от рождения, «даётся судьбой» и развивается искренностью: быть самим собой во всем — от выбора профессии до манеры говорить и походки. Искренность может быть в себе воспитана».
  • «Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого».
  • «Россия не абстрактное понятие. Развивая ее культуру, надо знать, что она представляла собой в прошлом и чем является сейчас. Как это ни сложно. Россию необходимо изучать…»
  • «Самая большая ценность в мире — жизнь. чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем».
  • «Самая большая ценность народа — его язык, язык, на котором он nuшem, говорит, думает. Думает!»
  • «Центральная фигура в обществе, от которой зависит его будущее, — это учитель, педагог…»
  • «Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя».

Участник Конкурса имеет право избрать для своей творческой работы любую цитату из перечня. Выбранная участником Конкурса цитата является эпиграфом к творческой работе и определяет научные и духовно-нравственные приоритеты раскрытия темы.

Порядок проведения конкурса

Творческие работы принимаются до 25 марта 2022 года.

Заочный этап проходит с 01 октября 2021 года по 25 марта 2022 года. Очный этап проводится 14 мая 2022 года на Международном форуме старшеклассников в рамках проведения XX Международных Лихачевских научных чтений.

Конкурс состоит из двух туров.

Первый тур (заочный): получение, рецензирование и отбор Жюри Конкурса лучших творческих работ, претендующих на призовые места.

Второй тур (очный): публичная защита творческих работ на Международном форуме старшеклассников в рамках Международных Лихачевских научных чтений и определение победителей.

Творческую работу в электронной форме необходимо прикрепить к заполненной заявке на сайте СПбГУ (https://www.gup.ru./uni/science/lihachev_konkurs/application/). От каждого участника принимается не более одной работы.

Требованиякоформлениютекстовойтворческойработы:

  • общий объем текстовой творческой работы должен быть:
  • не меньше объёма 0,5 авторского листа (20000 знаков с пробелами) или примерно 8 страниц формата A4 компьютерной распечатки 14 кеглем, одинарное расстояние между строками, 28-30 строк на странице, 60-65 знаков в строке, включая пробелы;
  • не больше 0,8-1 авторского листа (32000-40000 знаков с пробелами) или примерно 16 страниц формата A4 компьютерной распечатки 14 кеглем, одинарное расстояние между строками, 28-30 строк на странице, 60-65 знаков в строке, включая пробелы;
  • титульный лист творческой работы должен быть лично подписан автором и заверен руководителем образовательного учреждения, представляющего работу;
  • текст творческой работы должен быть на русском языке в формате .doc или .docx.

Требования к оформлению творческой работы в форме мультимедийного проекта:

  • мультимедийный проект должен содержать собственные видеоматериалы автора. Не более 10% работы может быть представлено в виде архивных материалов;
  • разрешение мультимедийного проекта должно быть не менее HD (1920×1080), допустимые форматы: MOV, mp4, avi, mkv;
  • ✓хронометраж мультимедийного проекта(длительность) — не менее 5 и не более 7 минут;
  • обязательно наличие входных и выходных титров. Входной титр содержит: название вуза, название работы и год, а выходной — информацию об авторе;
  • допускается наличие интерактивных компонентов в проекте;
  • обязательно наличие пояснительной записки в объёме не менее 0,3-0,4 авторского листа (12000-16000 знаков с пробелами) или примерно 6 страниц A4 компьютерной распечатки 14 кеглем, одинарное расстояние между строками, 28-30 строк на странице, 60-65 знаков в строке, включая пробелы. Текстовая часть пояснительной записки должна содержать описание идеи, замысел, структуру проекта и монтажный план;
  • титульный лист пояснительной записки должен быть лично подписан автором и заверен руководителем образовательного учреждения, представляющего работу.

Методические рекомендации по выполнению творческой работы

Во введение (1-2 страницы) раскрывается актуальность выбранной участником Конкурса темы и вклад Д.С. Лихачева в ее развитие.

Работа должна состоять из 3-4 разделов, имеющих заголовки. В разделах работы следует показать, как идеи Д.С. Лихачева развиваются в тех или иных областях науки и социальной практики сегодня.

В заключении делаются обобщающие выводы и обозначаются перспективы дальнейшего исследования темы.

В творческой работе должна быть выстроена структура повествования и ясна последовательность подачи материала.

В библиографии приводится список использованных при подготовке творческой работы источников в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.

Работа должна сопровождаться краткой автобиографией участника в произвольной форме и отзывом научного руководителя работы (при наличии научного руководителя).

Критерии оценки творческих работ

Оценка работы выставляется по 10-балльной шкале с учётом следующих критериев:

  • глубина раскрытия темы;
  • наличие в работе собственных размышлений участника Конкурса на тему, собственного мнения и личного отношения к теме, умения изложить собственную позицию;
  • новизна, оригинальность и актуальность работы, значимость рассматриваемых проблем;
  • ясность, последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения;
  • наличие знаний в конкретной области гуманитарных наук;
  • культура цитирований и ссылок на заимствования, использования литературы и фактов;
  • знание работ Д.С. Лихачева и научной литературы о нем (см. сайт «Площадь Д.С. Лихачева» www.Lihachev.ru).

Требования к оформлению Заявки на Конкурс

К участию в Конкурсе допускаются индивидуально и самостоятельно выполненные творческие работы, включающие заявку в адрес Оргкомитета, заполненную на сайте СПбГУП (https://www.gup.ru./uni/science/lihachev_konkurs/application/). Заявка участника Конкурса должна содержать следующую информацию:

  • полное наименование образовательного учреждения, в котором учится участник Конкурса (адрес, телефон, e-mai1, ФИО директора);
  • наименование работы;
  • данные участника Конкурса: ФИО, номер телефона, e-mail, домашний адрес (включая индекс);
  • данные научного руководителя участника Конкурса: ФИО, должность, место работы, контактные данные (при наличии научного руководителя).

Поощрение победителей Конкурса

Победитель Конкурса в номинации «Лучшая текстовая работа» (I место) награждается дипломом СПбГУП и получает право поступления в СПбГУП вне конкурса на места, финансируемые за счёт Университета, по выбранному направлению подготовки/специальности, с выплатой ежемесячной стипендии в сумме 1500 рублей.

Победитель Конкурса в номинации «Лучший мультимедийный проект» (I место) награждается дипломом СПбГУП и получает право поступления в СПбГУП вне конкурса на места, финансируемые за счёт Университета, по выбранному направлению подготовки/специальности, с выплатой ежемесячной стипендии в сумме 1 500 рублей.

Два примера в номинациях «Лучшая текстовая работа» и «Лучший мультимедийный проект», занявших II место, награждаются дипломами СПбГУП и получают право поступления в СПбГУП вне конкурса на места, финансируемые за счёт Университета, по выбранному направлению подготовки/специальности.

Шесть примеров Конкурса в номинации «Лучшая текстовая работа» и «Лучший мультимедийный проект», занявших III место, награждаются дипломами СПбГУП и получают скидку 50% от общеустановленной стоимости обучения по выбранным направлениям подготовки/специальностям.

Участники Конкурса, работы которых получили оценку 8 баллов и выше, получают диплом участника.

Все участники Конкурса, работы которых получили оценку ниже 8 баллов награждаются грамотами СПбГУП.

Педагоги-наставники участников Конкурса награждаются специальными дипломами СПбГУП.

Подведение итогов Конкурса

Итоги Конкурса подводятся в период с 10 по 14 мая 2022 года. Результаты Конкурса размещаются на сайте СПбГУП (www.gup.ru).

Дипломы победителям и призёрам Конкурса вручаются в рамках проведения XX Международных Лихачевских научных чтений.

Информацию по интересующим вопросам об участии в Конкурсе можно получить по телефонам: 8 (812) 268-77-28, 8 (800) 333-52-02 (звонок из регионов бесплатный) и по электронной почте conkurs@gup.ru

Состав жюри и подробный план мероприятий Международного конкурса творческих работ старшеклассников «Идеи Д.С. Лихачева и современность»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *